Системы автоматизации и диспетчеризации инженерных систем

Автоматизация и диспетчеризация инженерных систем позволяют удаленно отслеживать, контролировать состояние технологических сетей зданий, а также собирать и архивировать данные об их работе. Они дают возможность следить в реальном времени за процессами, режимами работы инженерного оборудования, передавать немедленный сигнал при возникновении нештатных ситуаций.

Наличие автоматики и диспетчеризации – обязательное условие при сдаче современных зданий в эксплуатацию. Интеграция этих систем позволяет:

  • Контролировать потребление ресурсов (вода, электроэнергия, тепло и т.д.);
  • Согласовать работу всех инженерных систем здания между собой;
  • Управлять оборудованием и проводить его мониторинг из одной точки;
  • Свести к минимуму риск возникновения аварийных ситуаций, контролировать уровень износа техники;
  • Поддерживать комфортные условия для людей;
  • Быстро реагировать при возникновении нештатной ситуации.

К единой сети дистанционного управления подключаются любые объекты, где используются бытовые приборы, инженерные установки или другое технологическое оборудование. К ним относятся жилые дома, офисные, административные здания, производственные объекты и т.д. Система управления и диспетчеризации инженерного оборудования позволяет сделать пребывание людей в здании более комфортным, безопасным.

Системы диспетчеризации инженерных систем сами по себе не являются системами автоматизации. Они выполняют функцию диспетчерского контроля, то есть предоставление данных о состоянии оборудования, а также диспетчерского управления, то есть возможность удаленного ручного управления. Поэтому автоматизация и диспетчеризация обычно проектируются совместно.

Задачи и особенности системы диспетчеризации зданий

Диспетчеризация позволяет организовать контроль работы любого инженерного оборудования в режиме реального времени. Кроме того, эта система дает возможность решать следующие задачи:

  • Наглядное отображение процессов, которые происходят с оборудованием, сбор информации о его состоянии;
  • Своевременное реагирование на возникновение нештатной ситуации, аварии;
  • Удаленное управление приборами инженерных комплексов;
  • Формирование, отправка тревожных сообщений лицам, ответственным за работу оборудования;
  • Архивирование информации, возможность доступа к ней в любое время;
  • Формирование отчетов о работе системы;
  • Передача информации на пульт с более высоким приоритетом, если это необходимо.

Системы диспетчеризации инженерных систем включают два основных элемента: шкафы автоматики, диспетчерский пункт. В шкафы автоматики монтируются контроллеры, которые можно свободно программировать. Они осуществляют сбор данных, выполняют функции устройства управления. На диспетчерский пункт поступают данные, собранные с оборудования, и выводятся на экран диспетчера в графическом виде. При возникновении нештатной ситуации система подаст сигнал.

На пульт диспетчера может поступать информация от следующих систем:

  • Кондиционирование, холодоснабжение, вентиляция;
  • Отопление, теплоснабжение (ИТП или котельное оборудование);
  • Водоснабжение, канализация;
  • Электроснабжение, электроосвещение;
  • Лифтовое, эскалаторное оборудование;
  • Противопожарная безопасность;
  • Звуковые системы;
  • Иное инженерное оборудование.

Возможности систем диспетчеризации инженерных систем

Использование автоматизации и диспетчеризации на объекте значительно повышает рациональность расходования ресурсов и безопасность. Это достигается за счет наличия возможности контролировать, нормировать потребление энергии, а также корректировать работу оборудования, исходя из внешних факторов. В целом же, внедрение диспетчеризации обеспечивает:

  • Доступ к актуальной информации о состоянии инженерных сетей в любой момент;
  • Отображение информации в удобном графическом виде;
  • Возможность быстро реагировать при возникновении аварийной ситуации;
  • Возможность рассылки аварийных сообщений на компьютеры, планшеты, мобильные телефоны и т.д.;
  • Регистрация всех процессов, событий, что позволяет установить причину возникновения аварийной ситуации;
  • Возможность подключиться к комплексу через интернет;
  • Автоматический контроль работы оборудования, его износа, сообщение о необходимости проведения ремонтных работ или профилактики;
  • Сокращение количества обслуживающего персонала и, как следствие, затрат на содержание инженерных сетей.

Программное обеспечение и оборудование

Диспетчеризация необходима для передачи данных о состоянии оборудования в понятном, удобном виде и возможности удаленного управления им. Чаще всего информация отображается на компьютере диспетчера в графическом виде. Соответственно, обязательными элементами системы будут программное обеспечение и преобразователи интерфейсов, которые устанавливаются в щитах автоматизации инженерных систем.

В задачи программного обеспечения, используемого в диспетчеризации, входит:

  • Преобразование информации в схемы с отображением в них значений в реальном времени;
  • Создание и выдача аварийных сообщений;
  • Архивирование данных, а также возможность ведения поиска по архиву по заданным фильтрам, просмотр архивированной информации в виде таблиц и графиков;
  • Формирование отчетов по заданным шаблонам;
  • Корректирование процессов без прекращения работы сети;
  • Создание расписаний, уровней доступа и т.д.

Данные от автоматики к пульту диспетчера могут поступать напрямую или через интерфейс OPC сервера. OPC (Open Platform Communication) сервер – это преобразователь, задача которого переводить данные оборудования в понятную для интерфейса диспетчера форму. Стандарт OPC позволяет использовать при проектировании автоматизации инженерных систем различное оборудование, без ограничения его совместимости.

Заказать
звонок